Отношения между детьми в семье

Старшие и младшие дети в семье. Часть 2

Читать начало

 

Вопросы старшего о младшем

Хорошо, когда старший ребенок постоянно спрашивает, а когда младший научится ходить, а когда люди научатся есть ложкой, а когда он будет уже понимать книжечки, сам засыпать. На эти вопросы, связанные с возрастным развитием нужно не уставать отвечать. Есть такие американские книжки про возраст: «Малыш», «Годовалый ребенок», «Трехлетний», «Пятилетний», «Старик». Если они вам попадутся, купите, потому что при рождении малыша, старшего это очень начинает интересовать. Особые ситуации развития возникают, когда дети от разных отцов. Они не подходит под все вышеизложенное.

 

Постепенно младший становится провокатором конфликтов. Не пропустите момент

Легко пропустить момент, когда младший начинает провоцировать конфликты, например, быстро подбегать, кусать, драться. И когда старший ребенок разворачивается, чтобы нормальным образом ответить, малыш разражается громким-громким плачем «мама» и понятно кого наказывают. Такие изменения в отношениях детей очень легко пропустить.

Не говоря о более изощренных формах провокации.

К полутора годам младшие дети уже могут проделывать очень сложные вещи, чтобы старшего выставить виноватым. Наличие таких провокаций не означает, что у вас растут монстры и у них будут плохие отношения это нормальная щенячья возня. Родителям нужно иметь очень большой запас спокойствия, чтобы на это правильно реагировать.

Четвертая веха в развитии отношений двух детей наступает, когда младший ребенок начинает хорошо разговаривать. Это происходит от полутора, до двух лет жизни младшего. Когда младший начинает пользоваться словами, он «посягает» в семье на новую нишу — нишу словесного общения.

 

Особое самоощущение первенца

Первый ребенок не смотря ни на что ощущает свое первенство, царственное положение старшего. Это самоощущение никуда не уйдет, и бороться с ним не стоит. Иногда старший может напоминать младшему: « Я уже был с папой и мамой, когда тебя и в помине не было» или « А все равно я родился первым». Он будет искать подтверждение своего превосходства и первенства различными способами, позитивными и негативными.

 В традиционной семье и культуре первенец пользовался правом, отличным от прав всех остальных детей. Вспомните закон о майорате, согласно которому основной капитал отца или семейное предприятие наследовал старший сын. Иллюстрацией этого закона служит сказка «Кот в сапогах». Помните, там старший сын получает мельницу, средний — осла, а младший всего-навсего кота. Сейчас дела обстоят иначе, родители стараются уравнивать своих детей. Когда детей всего двое, имеет смысл уравнивать. Если вы имеете большую семью, то стоит подумать, прежде чем говорить детям, что они равны.

 

У старшего ребенка всегда будет больше обязанностей

Жизненное место старших детей отличается тем, что они имеют больше обязанностей по отношению к родителям и к другим детям в семье.

На старшего обычно падает основное внимание родителей. Их в наше время сильно развивают физически и интеллектуально. Иногда это бывает узкая область достижений: спорт, музыка или художественное творчество. С появлением младшего ребенка отношение к старшему становится более оценочным. Иногда старший начинает думать, что для мамы он ценен не просто как человек, а как человек умеющий убирать игрушки, хорошо читать, приносить грамоты.

 

С оценочным отношением своему к старшему ребенку родителям нужно бороться

Старший может быть ценен родителями как ребенок, который ведет себя очень хорошо, но это неправильно.

В психологическом плане получается, что рождение младшего автоматически делает ребенка старшим и большим, даже если ему нет и двух лет. Это парадокс материнского восприятия: если родился следующий, то значит старший уже большой. Согласитесь, сложно сразу стать большим в 2, 5 — 3 года. С рождением младшего ребенка первенец поневоле меняет свое место в семье. Он сам не меняется ровно в день родов братика или сестрички. Однако его место, психологические роли и связанные с ними родительские ожидания и отношения меняются сильно. И все это резко делает ребенка старше.

 

Привилегии старшего

Надо внимательно следить, чтобы у старшего ребенка в семье были не только одни обязанности и недостатки, но и привилегии и достоинства. Родителям стоит задать себе вопрос: «Какие привилегии есть у нашего старшего ребенка?»

 Привилегии это особые поощрительные дела, возможности, события, которые есть только у данного конкретного ребенка в семье. Обычно родители называют привилегиями развивающие занятия. Но в дошкольный период эти занятия больше тешат родительские амбиции, чем являются воплощением желаний ребенка, его мечты. Привилегией можно считать то, что сам ребенок назвал бы таковым. Привилегией нельзя считать то, что вы учите с ним числа, время, формы.

 

Если рождение младшего совпало с периодом негативизма у старшего

Нередко рождение следующего ребенка совпадает с периодом непослушания у первенца. Когда ребенку исполняется и год и два, малыш становится невменяемым, непослушным, вредным. Нужно понимать, что старший ребенок, в первый год рождения малыша, это монарх, лишенный трона.

 

Отмечайте те моменты, когда дети хорошо играют

Нужно обязательно подчеркивать и словами и делами те моменты, когда и у детей все в порядке. Такие моменты обязательно будут, и их будет больше, чем негативных. К, сожалению, положительные моменты родителями отслеживаются хуже. Когда у детей все нормально, то и вроде говорить об этом не надо. А когда пошли трудности, то это сразу фиксируется в родительском сознании.

Е если старший ребенок принес погремушку и улыбается, или они с младшим хорошо вместе искупались — то нужно это подчеркнуть, отдельно похвалить старшего. Надо отмечать хорошие моменты в отношениях детей, чтобы старший ребенок понимал, что это вам нравится, чтобы ему было ради чего стараться. Он должен знать, что от мамы можно дождаться не только критических замечаний, но и похвалы. И обязательно нужно подсказывать страшим идеи игр с малышами. Например, старший младшего может учить играть в простые ладушки или в козу-рогатую, в те игры, которую знаю все.

Замечательная общая игрушка получается из большой коробки от бытовой техники или стола, накрытого большим куском ткани — дом для двух детей. Они хорошо играют в домики, начиная с того момента, как ребенок пополз. Дети с небольшой разницей в возрасте прекрасно ползают за мячиком или любыми другими катающимися игрушками.

 

Как младший относится к старшему

Для малыша в возрасте до года-полутора старший является непререкаемым авторитетом, он очень сильно любим им. Но старший ребенок может не видеть или не ценить этого отношения к себе. Это происходит потому, что маленький говорит о своей любви не словами, а поведением. А старший ребенок, который умеет говорить, ориентируется на слова и он не всегда считывает поведенческих проявлений маленького. Ему нужно помогать правильно истолковывать поведение младенца.

Про малыша старшему нужно много говорить: « Смотри какой он маленький, какой смешной, какой хорошенький, смотри, как он не умеет еще делать этих вещей, давай мы его научим, давай мы его пожалеем, поможем». Нужно объяснять, что могут, а что пока не могут младенцы. Слово «пожалеть» обозначает очень выгодную позицию старшего по отношению к младшему. И хорошо если постепенно малыш перестанет восприниматься, как создание, имеющее особые, недоступные старшему привилегии, и что он допущен к недосягаемым для старшего радостям.

 

Разные привилегии для старшего и младшего

Внимание матери и постоянный физический контакт с ней это привилегия младшего ребенка. Зато у старшего масса иных возможностей для объединения с мамой. Ваша родительская задача, чтобы они были реально достижимыми. Какие-то моменты можно и нужно при этом утрировать: «Когда ляля спать ляжет, наконец мы с тобой почитаем как люди книжечку». Для старшего огромная привилегия и поощрение такое объединение с мамой. Тогда не возникает такая конфигурация: в одном конце мама со старшим ребенком, а в другом конце малыш, с которым надо возиться. Обязательно нужно так же находить 5-10 минут в день, чтобы поиграть со старшим в игры, ему интересные, заняться чем-то, что вы любили делать регулярно вместе с ним до рождения малыша.

 

Простые занятия со старшим ребенком после рождения младшего

Жизнь показывает, что на такие дела времени как раз и не остается. Ни в коем случае нельзя перегружать старшего ответственностью за младшего ребенка.

Степень ответственности, соответствующая возрасту:

 Нельзя допускать, к примеру, запредельным ситуаций, когда оставляют на четырех летнего ребенка тяжелого малыша, который катается в кровати и вот-вот подкатится к краю. Самостоятельно он с этим не справится, у него может возникнуть очень сильный страх, что надо его удержать.

 

Роль «почетного помощника»

Пока старшему не исполнится семь-восемь лет, общее правило таково: чем меньше будет ответственность за младшего, тем лучше. Старшему скорее должна принадлежать роль почетного помощника.

 

Что будет, если заставлять заботиться

Старшего ребенка нельзя заставлять заниматься с малышом: «Давай полчаса развлекай малыша!». Даже взрослому трудно развлекать активного малыша полчаса. Перенапряжение ответственностью за младшего брата или сестру ухудшает отношение к нему старшего. Пять минут «в малыша» поиграть интересно, десять-пятнадцать уже сложно.

Многое зависит от разницы в возрасте, от темперамента, уровня развития детей. Эти показатели индивидуальны для каждой семьи. Если у старшего интерес к малышу не появился, и как бы вы не старались, совместные игры его не привлекают, нужно оставить детей в покое и ждать, когда сменится возрастной этап и интерес к играм с младшим ребенком проснется сам. Насильственное навязывание одного ребенка другому приводит к противоположному результату.

 

Искусственная задержка взросления второго ребенка

В семьях, где двое детей и родители не планируют рожать дальше, наблюдается ситуация, при которой мама второго ребенка искусственно задерживает в развитии. Он уже не младенец, но для мамы малышок и она его не торопит взрослеть. Это то, что старшие дети не прощают. Они видят, что младший уже мог бы ходить своими ногами, и он (старший) в этом возрасте сам ногами уже давно ходил, а его все возят на коляске. Что младший уже может есть сам, а его кормят, потому что маме так приятно. Тут важно, если детей двое, не мешать взрослеть младшему. Младшие тянуться к старшим до того момента, пока они понимают свою выгоду быть малышами.

 

Неравное отношение к детям

Если вы видите неровность своего отношения к детям, нужно по возможности с этим бороться. Не стоит забывать, что неравное разделение родительских симпатий глубокой любви и приязни между старшим и младшим не вызывает. Старшему ребенку сложно будет принять любимчика.

 

Грамотно отказаться от игры

С двух лет младший ребенок становится говорящим, и его нужно учить фразам, означающим отпор старшему ребенку: «Уйди от меня», «Не хочу с тобой играть вместе». Во многих семьях не только подобные фразы, но и такие мысли не позволяются детям. У родителей присутствует иррациональное убеждение, что если в семье есть двое детей, они должны все время вместе играть. Но в реальной жизни все происходит иначе. Дети будут ссориться, но они обязательно найдут другу друга, когда им захочется поиграть вместе, и произойдет это довольно быстро. Более того, они большую часть времени будут играть хорошо.

 

«Я хочу играть один»

Не всегда старший или младший ребенок может согласиться с этой корректно выраженной просьбой. Вы можете научить ребенка говорить: «Я хочу играть один», — на что второй может сказать: «Хочу играть с тобой». Надо научить ребенка выражать свои желания словами: «Хочу играть один», «Хочу играть в тихую игру».

 

Разрешение играть и вместе и по отдельности

Когда кто-то из детей хочет играть, родители могут декларировать: «Вы можете играть вместе, а можете играть сами по себе». Старшему ребенку стоит дать изначальное право уходить в те моменты, когда ему надоели другие дети. «Право на уход», на выход из ситуации, первоначально должно быть у старшего. Потом, по достижении двух с половиной — трехлетнего возраста малышом, он получает те же права.

 

Если в доме тесно

Если квартира маленькая, проблемы в отношениях между детьми могут возникать просто потому что невозможно разойтись. Но я уверенна, что на любой площади, даже самой небольшой при родительском желании, или работе детского дизайнера, можно создать жизненные пространства, экологические ниши для каждого из детей. Родители должны уметь виртуозно развести детей по разным уголочкам квартиры, и сделать это не в качестве наказания. Такие правила взаимодействия относятся к детям с небольшой разницей в возрасте.

 

Наследование одежды

Близковозрастные братья и сестры и так объединены очень сильно, связаны самой ситуацией рождения. И каждому из них особенно сложно, но при этом и крайне важно найти свое лицо. Если вы хотите отдать одежду старшего вашему следующему ребенку, то у первенца следует, как минимум, спросить разрешение и принять во внимание его возможный отказ. Ваш старший вполне может не захотеть видеть свои самые любимые вещи на другом человеке, а тем более на «мамочкином сладком малыше». Часто бывает гораздо проще отдать то, что вышло из употребления, ребенку из другой семьи.

Если семья не испытывает значительных материальных затруднений, то я бы рекомендовала покупать первому и второму разную одежду, не заставлять младшего донашивать вещи старшего. И не призывать старшего отдать брюки или юбочку, которая стала коротковата, младшему. Особенный вес своя собственная, не с чужого плеча, одежда приобретает в школьном возрасте. Впрочем, мальчики к этому гораздо менее чувствительны, чем девочки. Общее правило таково: «Подавление индивидуализма ведет к ухудшению отношений между детьми в семье». И наоборот: «Чем лучше, комфортней и уверенней чувствует себя ребенок, тем проще ему будет выстроить здоровые отношения с братом или сестрой».

 

Особенности взаимодействия близковозрастных детей

Существуют вещи, которые с точки зрения ребенка нельзя поделить. То, на что особый спрос: бэби-борны, коляски, машинки— каталки, машинки на пульте. При наличии близковозрастных однополых детей в семье вам придется покупать две идентичные игрушки. Если дети однополые близковозрастные, хорошо бы их отводить в игровые группы или в сады, чтобы они видели другие отношения между людьми, кроме своих братско-сестринских отношений. Дети иногда устают от тесноты отношений, и нарабатываются негативные клише в отношениях между собой. Хорошая на этот счет существует поговорка: « Вместе тесно, а врозь скучно». Как только рука одного потянулась к игрушке, второй поднимает крик. Если дети рождены с небольшой разницей, их надо научить некоторым способам поведения в конфликтных ситуациях.

 

Правила взаимодействия для детей с небольшой разницей возрасте

Если говорить о детях с большой разницей в возрасте, когда их разделяет более чем пять-шесть лет, то основным источником дискомфорта тут может быть законное желание старшего, чтобы мама принадлежала только ему, хотя бы некоторое время в течение дня. Младшие дети априори требуют большей погруженности, постоянного мониторинга, огромного эмоционального внимания матери. Так устроено развитие человека, что младенцы куда более хлопотные создания, чем дети старшего возраста.

 

Почему школьники могут вести себя плохо по отношению к малышам

Если у ребенка — школьника проявляется агрессивность в поведении по отношению к младшим детям в семье, то надо понять, почему он себя так ведет. Иногда школьник, у которого нелегко складываются отношения в классе с мальчишками-ровесниками, приходит и оттягивается дома на младших детях, которые не могут ему дать сдачи. Дело не в младшем, а в том, что у старшего накапливается вне дома негативные эмоции, и они изливается на малыша. Объектом, на кого выливается раздражение, может бабушка, няня, или постороннее третье лицо. Нужно сначала понять, где, в каких ситуациях собирается тот негатив, который изливается на младшего ребенка. Потом надо начинать разговаривать со старшим, пытаться донести до его сознания, что младший совсем не тот соперник, нужно учиться делать поправку на возраст. Можно сказать ребенку: «Представь себе 12-летнего парня, который с тобой делает тоже самое, что ты делаешь с нашим 4-х летним». Старший ребенок свое поведение не всегда умеет отслеживать. Родителям стоит попытаться понять, почему их старшенький ведет себя таким образом и нужно постепенно научить ребенка отслеживать свое собственное негативное поведение.

 

«Младший — тоже персона»

Младший понимает лучше, что братик или сестричка тоже человек, что все мы люди и у нас свои желания, он тоже человек и у него свои желания. Старшему к этому привыкнуть гораздо сложнее. Когда рождается младший, он сначала ничего не может, он только сосет, спит, плачет, совершенно беспомощен, не умеет даже взять игрушку. Старший это хорошо запечатлевает, и ему очень сложно понять, что вот это существо за какой-то срок уже развилось и превратилось в того, кто может что-то не хотеть или хотеть. Процесс отбивания прав у младшего ребенка происходит у старшего от полутора до двух лет. К трем годам он завершается, потому что ребенок тоже активный участник этого процесса, но в этом процессе обязательно должны участвовать и родители.

 

Как ведет себя старший в то время, когда младший начинает проявлять волю

При большой разнице в возрасте, ребенок знает, что вызывает похвалу окружающих, как себя вести, чтобы люди похвалили. На первый год-полтора у старшего возникает ощущение, что младший — это его хорошая послушная игрушка, собачка. На поводке ведешь, она идет, или как машинка на веревочке катишь, она катится. И когда у младшего возникает проявление его характера (в полтора — два года), старший становится очень недоволен младшим. До года, полутора малыш со всем согласен и фактически на все готов: сказал — катай машинку катаем, давай ты будешь давать мне шарики, я их буду кидать. Младший соглашается на все идеи старшего, а после полутора-двух лет картина кардинальным образом меняется. У младшего ребенка формируется характер и появляется желание делать все наоборот. Он, младший, теперь тоже самостоятельная личность. Вчерашний младенец хочет все делать по-своему, а не так, как ему предлагает вчерашний «незыблемый авторитет». Старший ребенок сначала недоумевает — игрушка сломалась, пульт не работает, потом расстраивается, и, наконец, гневается, пытаясь вернуть ситуацию на привычные рельсы. Он пробует разные приемы для того, чтобы малыш стал послушным и податливым. Но теперь младший ребенок вступил в период негативизма, и его любимое занятие — бодаться и делать все наоборот. И должно пройти много месяцев, прежде чем минует кризис трех лет, и младший ребенок вновь будет готов к сотрудничеству. После полутора лет у младших возникает очень сильная тенденция противиться авторитету старшего.

 

Что делать, если дети друг другу мешают

Возьмем, например, чтение. Мы читаем сказку, которая больше подходит для младшего возраста, и внимание соответственно больше концентрируется у младшего, а когда мы начинаем читать что-нибудь для более взрослого ребенка, младший начинает мешать. Он закрывает книжку и говорит: «Ну, все-все??». Он устал или ему неинтересно, хочет, что бы ему спели песенку. Мы только начали читать, а уже начались скандалы. Нужно четко дать ему понять, что ели он будет мешать, мы уйдем в другое место, а если он хочет остаться с нами, тогда ему надо учиться сидеть тихо, как мышка, хотя бы 5 минут. Или найти для него занятие, разрешить поиграть в игрушки, немного поиграть вместе с ним, а потом опять читать старшему. Младший ребенок поневоле рано выслушивает и длинные повести-сказки и всякие фантастические вещи и русскую классику, потому что читают старшему. И конечно это не всегда ему интересно, могут быть другие склонности. Нужно придумывать такие штучки, чтобы занимать маленького. Дать водички попить, поиграть, он действительно не обязан слушать эту книжку.

 

Заниматься с детьми поодиночке — нормально

Сначала долго в течение двух лет ребенок не изменяется.

 Младенец не дает делать вещи, которые интересны старшему. Его нужно локализовать, нейтрализовать физически, в манеж, в кроватку, в стульчик. Как бы он не кричал, надо сажать куда-то и давать понять, что, сколько бы не кричал, все равно мы будем заниматься этим вот столько-то. Либо занятия с другим ребенком делаются во время сна первого. В год и полтора у ребенка проявляется мощный исследовательский инстинкт. Ему все нужно, до всего добраться на зуб, на ощупь попробовать, такова сила его темперамента. Это нормально в годовалом возрасте. Поэтому необходимо во время занятий обособлять младшего.

 

Занятия только для старшего

Для старшего ребенка нужно пытаться сохранить неизменными все те занятия по возрасту, которые у него были до рождения малыша. И максимально сокращать те поездки на занятия, в которые вы берете двоих детей сразу. Оптимально разделять «мероприятия» для старшего ребенка и для младенца. Например, если вы берете малыша и едете в бассейн или на занятия для малышей, то в другой день вы берете старшего ребенка и едете с ним вдвоем на его занятия для «больших» детей. Для этого и стоит организовывать в помощь няню или бабушку. Ведь только при наличии помощников возможны отдельные поездки и мероприятия, отдельное время для каждого ребенка. Родителям нужно стараться выделять время на занятия только со старшим ребенком.

 

Типичные тактические ошибки родителей

Первое это— невыделение личной зоны и личной собственности для каждого.

Родители обычно придумывают типичные на этот счет оправдания, что нет места, что скоро переезжать, зачем покупать эту кровать, стол, а через два года покупать другие. В результате личная зона и собственность у детей отсутствуют, наступает полный социализм, даже коммунизм, и это ведет к обострению конкуренции. Зона для маленького должна быть от рождения, либо кровать, либо ходунки, он какое-то время там находится и что-то делает. Нужно планировать наличие личной зоны у ребенка. Годовалый, который все время находится в исследовании, он любит иногда ограниченные пространства, где можно посидеть и успокоиться.

 

Следующая тактическая ошибка-сравнение детей особенно в достижениях.

В районе двух-полутора лет маме приходит в голову сравнивать детей. «Смори, Маша какая хорошая девочка, как хорошо кушает или посмотри, как быстро разделся». Нельзя сравнивать братьев и сестер, это очень сильно стимулирует конкуренцию. С посторонними лучше тоже не сравнивать. Единственный способ сравнения только с самим собой. Если в открытую дети спрашивают, кто лучше, можно ответить: «А ты что хочешь, чтобы сказала, кто лучше?» Иногда ребенок говорит нечто зрелое, это нормально, ребенку этого возраста хочется быть самым-самым. Не надо говорить, что вы любите своих детей одинаково. Разновозрастных детей невозможно любить одинаково, это почти невозможно даже с гомозиготными близнецами, потому, что и они — разные люди. Говорить ребенку «Я вас одинаково люблю» — в этом есть неправда, и ребенок ее не может не чувствовать. Говорите: «Я люблю вас одинаково сильно».

 

Чрезмерное объединение детей

Следующая типичная ошибка родителей это чрезмерно сильное объединение детей. Многим родителям кажется, что отношения у детей будут хорошими, если у них будет все общее, особенно при маленькой разнице в возрасте. Дети бывают на всех занятиях и на всех праздниках вместе. У них общие друзья и мама старается даже одежду им покупать похожую. Присутствие на одинаковых занятиях может породить со стороны старшего ребенка нежелание участвовать в том, что предлагается. ( дописать)

Начиная примерно с того момента, когда малышу исполнится полутора года, нужно стараться видеть в детях не столько их сходство, оно и так в глаза бросается, особенно фамильное, сколько различие между ними. Чтобы в дальнейшем их развитие шло оптимально, особенно при маленькой разнице в возрасте между детьми, нужно находить с каждым из них поле для совместных увлечений. У каждого ребенка стоит пытаться обнаружить свой особый талант, или перспективную область развития тех или иных способностей. Как говорят психологи, с раннего возраста стоит пытаться формировать особую зону успешности для каждого ребенка, исходя из его способностей.

 

Разделяя — сближаем

Если у вас один ребенок отлично собирает конструктор, это совершенно не значит, что и второй будет проявлять к этому занятию интерес и способности. Дети в семье очень разные, особенно первые двое. Даже при небольшой разнице в возрасте и внешнем сходстве — это две совершенно уникальные, непохожие личности. Не пытайтесь автоматически покупать игрушки, которыми увлекался ваш старший младшему ребенку. Надо понять интересы и способности ребенка и настраивать ребенка на ту игрушку, которая нужна именно ему. Если старший, например, занимается каким-то видом спорта, то младшему стоит выбрать другой вид спорта. Такая стратегия не очень удобна технически, гораздо удобней водить обоих детей на одни и те же занятия. ( вставить про разумное разделение)

Особенно неудобно родителям разделять погодков, пока они маленькие. Но наличие своей жизни, своих собственных, отдельных от брата, сестры и друзей, интересов и тайн, детей, как правило, не отдаляет, а сближает. Близнецов лучше тоже не одевать одинаково, а подчеркивать через одежду то, что они абсолютно разные люди. Иногда двойняшек рекомендуют отдавать в разные классы. С близковозрастными детьми и погодками ситуация похожая.

Если родители не стараются выделить для каждого из детей свою собственную зону успеха, найти личные интересы, то у младшего ребенка может возникнуть ощущение, что он всего лишь второе, не слишком удачное переиздание старшего ребенка. Особенно опасной может быть ситуация, когда дети однополые и близковозрастные, при этом старший ребенок способный, талантливый, успешный. Но и разнополые дети нередко «затеняют» друг друга: более болезненный малыш отбирает львиную долю внимания и сил мамы от более здорового ребенка.

 

Следующая тактическая ошибка —

Завышенные ожидания к старшему ребенку проявляются в тех ситуациях, когда от старшего ребенка ждут, во-первых, понимания своей собственной жизненной ситуации (это делается мамой на неосознаваемом уровне), а во-вторых, идеального освоения всяких возрастных навыков. Маме кажется, что старший просто обязан без слов понимать, как она устала. Что ей нужно кормить и укладывать младенца, а она еще не пила чая. Мама, которая целый день дома одна с двумя маленькими детьми, может очень хотеть и ждать этого понимания от старшего ребенка просто потому, что рядом нет другого взрослого, а на фоне младенца старший ребенок кажется довольно большим.

 

Старший ребенок не может влезть в шкуру взрослого

Но мы, взрослые должны помнить, что никакого понимания со стороны ребенка— дошкольника требовать нельзя. Просто потому, что он никогда не был в нашей шкуре. Он не просыпался много раз за ночь чтобы кормить младенца, не втаскивал тяжеленную коляску по обледенелым ступенькам. Старший понятия не имеет, какие сложные чувства одолевают маму, когда плачут оба ребенка, а она не в состоянии сделать ничего, что бы их моментально успокоило.

 

Маленькая собачка до старости щенок

Нередко возникает такая семейная ситуация, когда младший ребенок неограниченно долго воспринимается родителями как младенец.

Он очень долго не имеет никаких домашних обязанностей, ни за что не отвечает, и в первую очередь не отвечает за свое поведение. Младший ребенок в такой семье тот, кому все прощается, и почти все сходит с рук. Потому что в родительском сознании он все еще младенец. Но если случайно, посмотрев семейные видеосъемки, или вспомнив конкретный эпизод из жизни, родители вспоминают, как много мог самостоятельно делать их старшенький в три— четыре года, насколько он был взрослым, организованным и осмысленным, и как мало умеет в том же возрасте второй, такое сопоставление умений и развития двух детей для многих родителей становится моментом истины.


( 1 голос: 5 из 5 )


 
576
 
Екатерина Бурмистрова, психолог

© Екатерина Бурмистрова, ekaterina-burmistrova.ru

Читать отзывы


Версия для печати

Самое важное

Лучшее новое

Как любить ребенка
Элфи Коэн, психолог
Элфи Коэн, психолог

Обусловленная любовь. Часть 1

Иногда мне бывает приятно подумать, что, несмотря на все ошибки, которые я совершил (и продолжу совершать) в качестве родителя, мой ребенок вырастет хорошим человеком по той простой причине, что я искренне его люблю. В конце концов, любовь все лечит. Все что нам нужно — это любовь. Любовь — это когда не нужно извиняться, что сорвался вчера утром на кухне. Эта успокоительная мысль базируется на принципе, что существует некая штука, под названием Родительская Любовь, некая субстанция, которую можно поставлять своим детям в большем или меньшем количестве (естественно, чем больше, тем лучше). И родителям не нужно учиться тому, как любить ребенка. А что, если это предположение окажется непростительным упрощением? Что, если есть разные способы любить ребенка, и не все они одинаково хороши?

© «Воспитание детей в семье». 2015. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vospit.ru
Редакция — info(гав)vospit.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru