Защита детей от насилия

Как уберечь ребенка от насилия? Часть 3

Читать предыдущую часть

 

Я ПОТЕРЯЛСЯ

Задумывались ли вы когда-нибудь, что испытывает ребенок, когда он потерялся? Конечно же, сначала страх, который сковывает его действия, именно страх мешает ребенку найти правильное решение в сложившейся ситуации, забывая подчас, чему его учили родители. Поэтому мы с вами должны подготовить нашего ребенка к нестандартной ситуации, когда он вдруг понял, что вас рядом нет и он потерялся. Когда ребенок осознает, что он потерялся, его пугают две вещи: первая, это то, что вы будете его ругать и, возможно, накажете, вторая, что он не знает, где вас найти и что ему предпринять. Приведу один пример: шестилетний мальчик вечером идет с собственным отцом на прогулку, папаша, слегка выпивши, предлагает сыну покататься в метро, но в поезде он вступает в перебранку с пассажирами, и в результате его забирают в милицию, оставляя его маленького сынишку в вагоне. Ребенок не готов к такой ситуации, он боится выйти из вагона и курсирует между двумя конечными станциями. Ему, можно так сказать, повезло: его заметил один из авторов этой книги и повез его к себе домой. Во-первых, ребенок умолял дядю не оставлять его в милиции (он был уже напуган их действиями по отношению к отцу), а во-вторых, линейный отдел был попросту закрыт. Мальчик назвал свое имя, но ни фамилии, ни адреса вспомнить не смог, и лишь, когда услышал название одной из станций, назвал фамилию. Что, в общем-то, и облегчило поиски его родителей, которые продолжали поиски сына всю ночь. Где гарантия, что, потерявшись, ваш ребенок сможет вспомнить свою фамилию, услышав название станции? Поэтому лучше предусмотреть такую ситуацию.

Не доверяйте ребенка подвыпившему супругу, но сделайте это в корректной форме, не причиняя обид близкому человеку и не компрометируя его в глазах собственного ребенка. Разминуться с ребенком можно и при входе в вагон поезда, и на вокзале, и в магазине, т.е. в любом людном месте. Поэтому, чтобы ваш ребенок был более подготовлен к такой ситуации, оговорите с ним, что, если вдруг он сел в поезд, а вы остались на перроне, он должен доехать до следующей остановки и тут же выйти из вагона, ожидая, когда вы подъедете, если же произошло наоборот, ребенок должен остаться на той же станции, где вы разминулись и ожидать вас там, т. е. ваш ребенок должен вести пассивные действия, а вы наоборот. Если же вы заметили, что ребенок потерялся на вокзале или в магазине, пройдите к администратору и попросите объяснить, что вы ожидаете ребенка у выхода (если он один) или у другого приметного места, но не стоит сообщать, что вы ждете его у справочного бюро, которое подчас и взрослый не сразу же найдет.

Но что же делать самому ребенку, когда он оказался один в «море» людей? Лучше всего ему подойти к продавцу (в магазине) или к кассиру (на вокзале) и сказать, что он потерял своих родителей и просит ему помочь найти их. От испуга он может забыть, как вас зовут и даже фамилию, в этом случае ему смогут помочь метки на его одежде или записка, предусмотрительно положенная вами в карман куртки с вашим именем и телефоном для связи.

Это правила, которые вы должны ребенку объяснить. В первую очередь ребенок поняв, что вас рядом нет, он должен вспомнить, как его зовут и свой домашний телефон. Если к нему подошел посторонний и предлагает пойти с ним искать родителей, ребенок должен сказать, что он будет их ждать здесь, а незнакомец может объявить об этом по радио. Но данной ситуацией могут воспользоваться и преступники, они тут же окружат вашего ребенка лаской и заботой, предлагая ему конфеты или игрушки, и даже дружбу собственных детей (ребенок может быть использован в качестве приманки). Ребенку могут сказать, что они знают, где он живет, так как видели его не раз во время прогулки, и тут же предложат отвезти его домой. На все предложения ваше чадо должно ответить: «Нет! Я буду ждать здесь своих родителей!» Если же незнакомцы пытаются силком увести ребенка, а он не может вспомнить свой адрес или телефон, он может просто кричать: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!», в любом случае такая его речь произведет должное впечатление, и если даже никто сразу за ребенка не вступиться, то у всех это событие отложится в памяти, и кто-то сможет дать точное описание похитителей, а может, и номер машины, если таковая была.

Потеряться можно не только в людном месте, но в незнакомом районе, тем более, что дома похожи один на другой как близнецы-братья, и найти выход из этого каменного лабиринта ребенку не под силу. В этом случае он должен зайти в первый же попавшийся магазин или кинотеатр, больницу или аптеку, в отделение милиции, т.е. в любое учреждение, попавшееся на его пути и попросить связаться с его родителями по телефону. Но нельзя ребенку заходить в подъезд или квартиру к незнакомым людям и просить разрешения позвонить от них домой, т.к. он потерялся. Таким поступком ребенок может спровоцировать человека на спонтанное преступление в отношении его, ведь преступник понимает, что ребенок потерялся, о его местонахождении никто не знает, и вряд ли будут его искать именно здесь, все это создает благоприятные условия для преступления относительно вашего ребенка.

Как может найти ребенок учреждение, если он еще читать не умеет? Объясните ему, что ориентиром может служить изображение креста или шприца — это будет аптека, рисунки продуктов — это скорее всего, гастроном и так далее; нельзя ориентироваться на то, что из подъезда, на котором что-то написано, вышла женщина с сумками, или из подвала выносят мебель, это может быть обманчивое впечатление, подвал может служить складом, а женщина просто живет в этом доме, и опять ребенок может оказаться в криминальной ситуации.

Ребенок может проявить ненужную самостоятельность, вспомнив даже ваши действия, когда вы не знаете толком дороги куда-то, останавливаете машину и вас везут. Он не задумываясь о последствиях тут же повторяет ваши действия, останавливает машину и называет адрес, где он живет, надеясь, что вы обязательно заплатите за его поездку. И здесь двоякая ситуация, вряд ли кто-то из водителей решится остановиться около голосующего ребенка, он может просто решить, что это ловушка и ребенок лишь приманка, а с другой стороны, этой ситуацией воспользуется преступник, и вряд ли в этом случае ребенок вообще доедет до дома. Поэтому ребенок должен как можно дальше держаться от дороги, стараясь найти любое учреждение, где можно будет попросить телефон и связаться с вами. Вы же, в свою очередь, узнайте, где ребенок находится, и ни в коем случае не ругайте его, для него и так была большая травма. Он и без того боится вашего гнева, лучше поговорите с ним спокойно, объясняя, почему так получилось и как можно было избежать подобной ситуации, не забудьте похвалить его за правильно принятое решение. После произошедшего ваш ребенок будет стараться избегать подобных ситуаций, и даже если она повторится, он, имея опыт, примет правильное решение.

Приведу несколько высказываний детей из милицейского приемника-распределителя, куда они попадают с вокзалов, поездов, других людных мест, где потеряли своих родителей. «Как ты потерялся?» — «Я пошел посмотреть черепашку, повернулся, а мамы нет, я ее звал, но ее не было, потом пришли дяди милиционеры и меня привезли сюда... Я поначалу боялся, что мамка будет сильно ругаться, а теперь очень хочу ее увидеть... — «Как звали твою маму и в каком городе вы жили?» — «Маму звали Рита, а в каком городе жили, не знаю» (это говорил 5-летний мальчик) «Как ты потерялся?» — «Я хотел мамку попугать, повернулся, а ее нигде нет...» — «В каком городе вы жили?» — «В Москве» (этот 6-летний ребенок не смог назвать ни фамилии, ни адреса, где жил). Как видите, ребенок не всегда может назвать город, из которого приехал, и даже собственную фамилию, а говоря об именах родителей, может сказать только имя, но ни отчества, ни телефона, ни места работы, т.е. те данные, по которым можно будет вас разыскать. Мы привели лишь два примера, но их можно приводить до бесконечности, и все они будут похожи один на другой, у нас был случай, когда 15-летний мальчик, похищенный в рабство, забыл свой индекс, и его смогли убедить, что письмо к родителям не придет, а что же говорить о детях младшего возраста, когда ребенок безоговорочно верит взрослым?

Поэтому еще раз повторим основные правила этого параграфа:

Если вы приняли спиртное, постарайтесь не брать с собой в поездку вашего ребенка.

Если вы разминулись с ребенком и он поехал на поезде, а вы остались на платформе, он должен выйти на следующей станции и ожидать вашего появления.

Если получилось наоборот, и вы вошли в вагон, а ребенок остался, он должен вас ожидать на платформе, зная, что вы вернетесь следующим поездом.

Объявляя по радио, что вы разыскиваете своего ребенка, назначайте встречу или у заранее оговоренного места, или у наиболее приметного, не назначайте встреч у справочного бюро.

Если ребенок обнаружил, что он потерялся, ему нужно подойти к администратору или кассиру и попросить помощи в розыске родителей.

 На все уговоры посторонних пойти с ними для розыска родителей или с предложением отвезти его домой ребенок должен отвечать отказом.

Если его пытаются насильно увести, а ребенок забыл телефон родителей, то он может кричать: «Меня хотят украсть, я этих людей не знаю, позовите милицию!».

Оказавшись в незнакомом районе, ребенок должен зайти в любое государственное учреждение, больницу, предприятие, магазин, кинотеатр, аптеку и попросить позвонить его родителям: напомнить телефон ему поможет метка, пришитая на одежде, или записка в кармане (лучше иметь и то и другое).

Нельзя заходить в квартиры к посторонним людям, даже если они обещают вам позвонить родителям.

Главным ориентиром, что это именно магазин или кинотеатр, должна служить вывеска, а если ребенок не умеет читать, то рисунок на витрине.

Нельзя пользоваться автостопом, пытаясь добраться до дома, тем более, если маршрут неизвестен.

После того, как вы нашли свое чадо, не ругайте его, поговорите спокойно, что послужило причиной сложившейся ситуации, какие ошибки допустил ребенок. Похвалите его за правильные действия после его исчезновения.

Как видите, советы очень просты и выполнить их несложно, но лучше постараться не допустить подобной ситуации и пользоваться правилами параграфа «Ребенок на празднике», но если уж ваш ребенок потерялся, сделайте все, чтобы после его обнаружения он усвоил урок и не стремился к его повторению.

 

РЕБЕНОК И ЧУЖАЯ МАШИНА

Машина воспринимается ребенком как средство развлечения, и он всегда принимает с восторгом ваше предложение покатать его или помочь вам, когда вы разбираете ее. А если у вас нет машины, то он с завистью смотрит на своих товарищей, уезжающих на машинах. И вдруг, откуда ни возьмись появляются добрые дяди и тети, предлагающие покатать ваше чадо. И если за рулем сидит мужчина, ребенок, вспоминая ваши запреты, скрепя сердце, отказывается от желанного удовольствия, но если же в салоне или за рулем сидит женщина, он воспринимает ее как символ безопасности и соглашается.

8-летний Саша, всегда четко выполнявший указания родителей и помня их предупреждения о незнакомце в машине, принимает предложение двух симпатичных женщин показать им дорогу. Мальчик садится в машину и к его носу тут же прикладывают салфетку с хлороформом, ребенок засыпает, а с его родителей требуют выкуп за возвращение мальчика. Как видите, ребенок не ожидал нападения, так как в машине сидели женщины и не было мужчин. А для него символом опасности был мужчина за рулем. Поэтому ваш ребенок должен четко знать, что садиться в машину, даже если за рулем или в салоне сидит женщина, нельзя, лучше отказаться от заманчивого предложения. Но как же быть, если ты опаздываешь на встречу с родителями? Конечно, лучше всего позвонить и предупредить о задержке, но если это невозможно, ты можешь быть точно уверен, что родители тебя обязательно дождутся.

Улица пустынна, транспорта нет, и вдруг женщина или твой же ровесник предлагают тебе воспользоваться автостопом. Как поступать в этой ситуации? Откажись от предложения, каким бы оно ни было заманчивым. Ведь твой попутчик может оказаться в сговоре с преступниками, которые только и ждут, когда он найдет подходящую жертву. А если уж ты решился воспользоваться услугами чужой машины, попроси сопровождающих тебя записать номер машины, марку и фамилию водителя, лучше всего, если твои сопровождающие тут же перезвонят родителям и сообщат эти данные. Тебя никто не провожает, как же быть? Подумай, знаешь ли ты дорогу домой, сможешь ли сориентироваться, где находишься, и если хоть один вопрос остается нерешенным, то лучше отказаться от поездки с комфортом и дождаться автобуса. Эти правила должны быть самыми главными для вашего ребенка.

Если ребенок впервые в жизни попробовал спиртное и теперь плохо ориентируется в происходящем, тут его действия должны быть направлены на сохранение собственной жизни, для этого ему лучше переночевать у своих знакомых или, позвонив вам, попросить, чтобы вы сами приехали за ним. Но может быть и наоборот, вы пришли домой, а у вашего ребенка гость — его друг в нетрезвом состоянии. Не набрасывайтесь на ребенка и не ругайте его, что он привел к себе выпившего друга, если человек спит, поверните его набок так, что, если у него начнется рвота, он не захлебнулся бы, а сами позвоните ему домой, предупредите его родителей, и если у них нет возможности подъехать, оставьте его ночевать у себя, но ни в коем случае не выгоняйте.

У 15-летнего мальчика собралась компания подростков, все были слегка пьяны, но четко реагировали на все происходящее, кроме одной девочки, которой было очень плохо после выпитого спиртного. Когда вечером пришла мать подростка, она потребовала ухода его друзей и ничуть не колеблясь, выпроводила из квартиры девушку, которая почти ничего не понимала. Подростки оставили ее на улице, мол, продышится — полегчает, и пошли по домам. Через неделю девушку нашли в лесном массиве, изнасилованную и убитую. Позже выяснилось, что за происходящим наблюдал сосед, который, увидев оставшуюся одну девушку, пригласил ее к себе домой, изнасиловал, и, боясь, что жертва может его потом опознать, задушил ее и вынес ночью в ближайший лес. Но несчастья могло не произойти, если бы женщина позвонила родителям и попросила бы их приехать за дочерью или оставила бы у себя на ночь. В такой ситуации нельзя не только выгонять из квартиры, но и сажать его в такси или попутную машину, ведь находясь в состоянии алкогольного опьянения, ребенок, да и взрослый не может адекватно воспринимать ситуацию. И даже если вы записали номер машины, это не уменьшит опасности, ведь водитель всегда сможет сослаться, что пассажир потребовал остановки и вышел, сказав, что тут живут его родственники. Поэтому запретите ребенку пользоваться услугами такси и попутных машин, если он хоть немного пьян, и конечно, не сажайте его в машину, если не можете проехать вместе с ним.

Может быть и другая ситуация, когда вы четко знаете маршрут и уверены, что и ребенок его знает, и разрешаете ему воспользоваться автостопом. Ваш ребенок садится в машину, и тут он понимает, что водитель едет не туда: не нужно бояться спрашивать, почему изменен маршрут. И если водитель говорит, что там идут дорожные работы, а вы были там днем и не видели этого, необходимо тут же выйти из машины. Попросите притормозить у магазина и скажите, чтобы вас не ждали, т.к. вы забыли сделать кое-какие покупки, и это займет много времени. Но водитель не останавливает машины, выпрыгивать из нее опасно, вы можете оказаться под колесами другой машины, поэтому сначала по-хорошему попросите остановить. Вы видите, что водитель не настроен подчиниться вашим требованиям, тогда вы можете перейти к более активным действиям. Если вы на переднем сиденье, пристегнитесь ремнем безопасности, покрепче ухватитесь за сиденье и откройте дверь настежь, это привлечет внимание прохожих и водителей, а во-вторых, может помять дверь, и тогда водитель, чтобы не рисковать сохранностью машины, предпочтет остановиться, тут уж вы не теряйте времени, выскакивайте из машины и бегите как можно дальше. Но вы не смогли открыть дверь: тогда, если при вас зонтик или рядом стоят музыкальные колонки, колотите по стеклам что есть силы, стараясь их разбить, если вы увидели патрулируемый перекресток или милицейскую машину выверните руль или дерните за рычаг переключения скоростей, то есть постарайтесь привлечь к машине внимание сотрудников милиции.

16-летней Кате родители не раз рассказывали, как выйти из критической ситуации в автомобиле, и однажды, опаздывая на занятия, девушка остановила машину, и когда та тронулась, Катя поняла, что приняла поспешное решение, водитель свернул на незнакомую улицу, и тут девушка вспомнила советы родителей, что есть силы она начала колотить по лобовому стеклу зонтиком, водитель, поняв, что его пассажирка не сдастся без боя и скорее всего испортит машину, остановился и сказал, чтобы девушка выходила.

Кате повезло, она нашла правильное решение в сложившейся ситуации, но что делать, если дорога безлюдна, зонтика у вас нет, а до колонок не дотянуться? В этом случае не стоит ссылаться на месячные или недавнее лечение от венерического заболевания, вспомните, что лежит в вашей сумочке, и если там есть аэрозоль, направьте струю в переносицу водителя, а если есть спицы или расчески с острыми концами, используйте их как оружие защиты, проткните нападающего. Но если вы без сумочки, вспомните, что у мужчин есть уязвимые места, и проявите хитрость, тогда у вас будет шанс избежать участи стать жертвой.

Ситуация может сложиться и по-другому: ваш ребенок сел в машину и ему просто не по себе, тогда он может либо сам предложить или согласиться на предложение водителя взять попутчиков. В этом случае он лишь больше усложняет ситуацию, ведь «попутчики» могут оказаться в этом месте не случайно, они ждут сигнала, что в машине находится будущая жертва, поэтому лучше не соглашаться брать попутчиков, а если водитель настаивает, попросите подъехать к остановке и высадить вас там, а потом вернуться и забрать голосующих. Самая распространенная ошибка — это то, что ребенок слово «машина» понимает буквально, и для него трактор или экскаватор — это уже не машина, и он спокойно может принять предложение незнакомца или соседа прокатиться до дома, забывая о собственной безопасности. Ведь как рассуждает ребенок: «Трактор не машина, сосед не посторонний».

Так, 11-летняя Таня, возвращаясь из школы, которая была в соседнем селе, принимает предложение своего соседа подвезти ее на тракторе домой. Хотя до этого девочка всегда говорила родителям, что никогда не сядет в машину к постороннему. Мужчина, подсаживая девочку в кабину, замечает ее пухленькие ножки, и, опустив ее на землю, пытается раздеть. Девочка вырывается и убегает, но неожиданно останавливается и говорит, что расскажет обо всем родителям, если дядя не оставит ее в покое. Мужчина, который был ошеломлен сопротивлением ребенка и стоял до этого на месте, после угрозы догоняет девочку, душит, тело расчленяет и закапывает. Как видно из примера, жертва совершила три роковых ошибки: 1. Ребенок трактор не воспринял как машину и принял предложение постороннего доехать до дома; 2. Для ребенка сосед не посторонний, а значит, с ним можно ехать; 3. Девочка, которой удалось почти убежать, и можно было, оказавшись на дороге, попросить помощи, начинает угрожать и в результате погибает. Поэтому, разбирая с ребенком возможные криминальные ситуации, связанные с транспортом, особенно с машиной, обратите его внимание, что машины бывают не только легковыми и грузовыми, но трактор, комбайн, экскаватор и др. — тоже машины и они не менее опасны, чем «Жигули» или «ЗИЛ».

Но не всегда ребенок может добровольно оказаться в машине, его могут туда затащить, поэтому он должен знать, что, если он ждет автобус или идет домой, а рядом тормозит машина, от нее нужно отойти как можно дальше. Если же он не успел ретироваться и его пытаются посадить в машину, он должен стараться привлечь внимание прохожих: «Я не знаю этих людей, меня зовут... мой телефон... позвоните моим родителям», но улица пуста и кричать нет смысла, пусть ваш ребенок постарается открыть дверь, или положив два пальца в рот вызвать рвоту, разбить стекло или порвать обивку, т. е. все, чтобы его могли выкинуть из машины. 14-летняя москвичка, стояла на остановке, и когда рядом остановилась машина, не придала этому значения, из нее вышел мужчина и, подходя к девочке, что-то просил, пока та пыталась осознать вопрос, сзади ее обхватили за шею и втащили в машину, через неделю девушку нашли на той же самой остановке, с разрывами половых органов и подозрением на венерическое заболевание.

Однако не только девочки становятся жертвами водителей, мальчиков заманить в машину гораздо легче, предложив им не только прокатиться, но и пообещав научить водить машину, и ребенок забывает обо всем, становясь жертвой, 15-летнему подростку из д. Серебряные пруды предложили прокатиться на машине как награду за услугу. Подросток колебался, не зная, принять ли предложение или отказаться, ведь с ним был велосипед, проблему решили просто, положив его в багажник машины. А вот поездка закончилась в Узбекистане, где мальчик эксплуатировался в качестве раба.

И все же, что должен знать подросток и ребенок: чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле:

Никогда не садиться в чужую машину, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.

Если возвращаешься поздно или в алкогольном опьянении, попроси родителей приехать за тобой.

Если ты решил добираться «автостопом», попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщить об этом родителям.

Если ты решил добираться на попутной машине, подумай, достаточно ли хорошо ты знаешь маршрут движения.

Если водитель начал к тебе проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться у ближайшего магазина, сославшись, что забыл сделать какие-то покупки, попроси, чтобы тебя не ждали.

Если твое требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь, постарайся разбить окно, т.е. сделать все, чтобы привлечь к машине внимание других водителей.

Если перекресток патрулируется или ты увидел милиционера, постарайся вывернуть руль, чтобы обратить внимание сотрудника милиции.

Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.

Не соглашайся на предложения случайных знакомых или посторонних людей остановить машину и вместе добраться до дома.

Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.

Помни, что машина — это не только легковая и грузовая, но и трактор, и экскаватор, и бетономешалка.

Если увидел тормозящую машину, отойди как можно дальше от нее.

Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

Если тебя пытаются насильно затащить в машину, привлеки внимание окружающих тебя людей, крича: «Это не мои родители, я их не знаю, меня зовут... мой телефон... позвоните моим родителям!»

Если никого нет рядом, не кричи, если тебя усадили в машину, постарайся вызвать рвоту, описайся, постарайся порвать сиденье.

Родители, если вы пришли домой и застали друга вашего ребенка в алкогольном опьянении, или его поведение вам кажется необычным, позвоните ему домой, попросите родителей приехать за ним, или предупредите, что он останется у вас дома. Положите его набок, так, чтобы во время рвоты он не захлебнулся. Но ни в коем случае не выпроваживайте его из дома, а тем более не сажайте на попутный транспорт. Прочитав наши советы, объясните опасность, таящуюся в машине для вашего ребенка. Пусть он знает, что машина — это не только средство передвижения, но и орудие преступника.


( 1 голос: 5 из 5 )


 
97
 
Богачева О., Дубягин Ю.

© Богачева О., Дубягин Ю. «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления» Read more: http://www.vospit.ru/main/zashita_detey_ot_nasiliya/rebenok_i_neznakomye_lyudi.htm#ixzz3eM89a53x

Читать отзывы


Версия для печати

Самое важное

Лучшее новое

Как любить ребенка
Элфи Коэн, психолог
Элфи Коэн, психолог

Обусловленная любовь. Часть 1

Иногда мне бывает приятно подумать, что, несмотря на все ошибки, которые я совершил (и продолжу совершать) в качестве родителя, мой ребенок вырастет хорошим человеком по той простой причине, что я искренне его люблю. В конце концов, любовь все лечит. Все что нам нужно — это любовь. Любовь — это когда не нужно извиняться, что сорвался вчера утром на кухне. Эта успокоительная мысль базируется на принципе, что существует некая штука, под названием Родительская Любовь, некая субстанция, которую можно поставлять своим детям в большем или меньшем количестве (естественно, чем больше, тем лучше). И родителям не нужно учиться тому, как любить ребенка. А что, если это предположение окажется непростительным упрощением? Что, если есть разные способы любить ребенка, и не все они одинаково хороши?

© «Воспитание детей в семье». 2015. Группа сайтов «Пережить.ру».
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на vospit.ru
Редакция — info(гав)vospit.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru.     Вёрстка: www.rusimages.ru